БИБЛИОТЕКА СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

сто первый километр
русской литературы



Главная > Графит

Лада-дождь, Сергей Сумин


Разговор с поэтом

текст опубликован:

графит #1

Мы встретились с Ладой-дождь (или с Элладой-дождь, как она попросила себя называть) у нее дома в конце августа 2011 года. Она сразу же сказала, что вообще-то не слишком любит давать интервью, но в данном случае отказаться не могла. По ее словам, это второе интервью в ее жизни (предыдущее она давала в 2000 году газете «Тольяттинское обозрение»), и если что-то пойдет не так, она не виновата. Но все получилось на редкость удачно. Вот это интервью.

Сумин Сергей.


- Лада, первый вопрос – знаешь ли ты, что такое поэзия? Почему, несмотря ни на что, она продолжает существовать в нынешнем рациональном и продажном мире?

- Что такое поэзия знают все, кто не Маугли, поэтому на этот вопрос я отвечать не буду. Но для меня поэзия не только литературная субстанция. Я воспринимаю ее также как некую магическую и врачевательную науку, а также как один из наимощнейших способов для самопознания и самореализации. Как ты знаешь, «Илиада» Гомера была чисто литературным произведением - для непосвященных, а для масонов - ценнейшей зашифрованной энциклопедией. Занятие поэзией возбуждает связь между левым и правым полушарием и наравне с классической музыкой может активизировать очень большое количество клеток головного мозга – что весьма продлевает нашу жизнь. Вот поэтому и слушать, и читать, и сочинять хорошую поэзию весьма полезно, особенно в нашем левополушарном мире. Вкус к поэзии еще вернется, когда люди задумаются об экологии мозга - ретро влечения к поэзии ждет нас в недалеком будущем (через 3-5 лет). Поэзия никогда не была продажной, поэтому она все еще существует и поверь мне, ей ничего не угрожает, ибо в отличие от нас она бессмертна.

- Одной из составляющих твоей поэзии является активное присутствие античной тематики. Как бы ты сама прокомментировала постоянство присутствия античных реалий?

- Античность - это цивилизация, во многом превышающая нашу по развитию человеческих отношений, самосознания, развития способностей левого полушария и т.д. К сожалению, наши сведения об античности весьма скудны, многие знания утеряны глобально и безвозвратно. Нам остается только догадываться о том, что там было на самом деле. Когда я подключаюсь к античности или смотрю на звезды - мне хочется жить вечно.

- Насколько я могу вспомнить, манера твоей работы в конце 90-х была крайне напряженной - ты писала по несколько сотен стихотворений в год. Ты сама выбрала подобный ритм письма или это он тебя выбрал? Смогла бы ты писать сейчас также?

- Без проблем. Я могу писать столько стихов в день, сколько себе позволю. Я снизила темп написания своих стихов, чтобы иметь возможность прокормить свое чадо (стихами ребенка не накормишь, особенно в Тольятти). Но после того как мой сын стал совершеннолетним, я могу позволить себе прежний ритм. Тем более что месяц назад под моими окнами поставили трансформаторную подстанцию, которая не только вредна для моего чувствительного здоровья, но и своим жужжанием значительно сокращает мой сон. А это значит, что больше времени остается и для написания стихов, и для всего прочего, что творится ночью.

- Как влияет на письмо конкретное место проживания поэта? Что это за пространство такое – Тольятти? Комфортно ли тебе здесь?

- Место проживание имеет большое значение. Моему разуму в Тольятти всегда есть чем заняться (и человеческий фактор, и логика событий интересны и своеобразны), но моему сердцу здесь – прохладно (хочется чего-то теплого и романтического, а не только культа машины- тезки).

- Не попробуешь ли ты объяснить, как рождаются у тебя те или иные образы? Можно ли вообще что-то рационально объяснить в таком деле как творчество?

- Я вызываю их, и они приходят. Сначала я слышу их как музыку, потом звуки превращаются в образы и обрастают смысловой конструкцией, а после к ним примагничиваются слова. Но есть и другой вариант - я медитирую на конфигурацию слов, и образы не заставляют
себя ждать, остается только подобрать музыку. А если проще – тайна сия велика есть.

- Как твое увлечение астрологией совмещается с поэзией? Не мешает ли одно другому?

- Они обожают друг друга. Главное - не заигрываться и не отрываться от земли. Если написание поэзии – процесс зашифровки знаний человеческих для будущего, то астрология - процесс расшифровки знаний вселенной для настоящего. При помощи поэзии легче изменить будущее более глобально (если конечно твои стихи после смерти кто-нибудь прочтет). При помощи астрологии легче изменить жизнь здесь и сейчас - но это менее глобально и более болезненно. Пушкин тоже занимался астрологией, даже сам выбрал дату своей свадьбы. «Чего хорошего Вы хотите от женщины, которая родилась в день Бородинского сражения?» – говорил он о своей жене. Между прочим, я тоже родилась в день Бородинского сражения - 8 сентября, так что пушистых стихов от меня не ждите.

- Насколько я помню, ты всегда писала циклами-книгами – от 10 до 30 стихотворений. Как сложилась эта система? Что это для тебя?

- Я писала так много, что мне лень было придумывать стихам названия, легче было их пронумеровать.

- Были ли у тебя в жизни литературные учителя? Кого бы ты назвала как любимого своего поэта?

- Лермонтов. Когда я была ребенком, мне мама читала на ночь «Мцыри» - жестокая мама, могла бы и «Дюймовочку» почитать. В юности мое сердце покорили: Мандельштам, Бродский, Соснора.

- Последний вопрос, Эллада. Ошо как-то сказал: «Когда поэт пишет стихотворение, то это Бог пишет». Что ты можешь по этому поводу сказать?

- Абсолютно с ним согласна, именно так все и происходит (в каждом из нас частица Бога).


Читать ЛАДА-ДОЖДЬ. СТИХИ